Свадебное путешествие в Португалию

Португальский блюз
«Кропит бессонница ресницы,
С текая на батист щеки.
А сердце рвется в небо птицей,
Попав в любовные силки...»
(Фаду «Лишь ты один», автор Талисман).
Ключевое понятие фаду - «саудади» («saudade»), очень трудное для перевода слово. Это особый род светлой и порой беспредметной грусти, с мотивами одиночества, меланхолии, тоски по родине или любимым. А также трепетного ожидания, томления - не столько по тому, что было, сколько по тому, что еще будет, - своего рода музыкальное «воспоминание о будущем».
Фаду звучит в Португалии везде и всюду: и во время работы, и в часы отдыха. Неизменно исполняется в кафе и ресторанах, причем посетители, если музыка захватила их, готовы забыть и про еду, и про вино, полностью отдаваясь чувству саудади. Специализированные «дома фаду», которых десятки и даже сотни в каждом городе, готовы услаждать слух и туристов, и местных жителей, и взыскательных профессионалов.
Красавица Инес
В жанре фаду четко выделяются два основных направления: лиссабонское и коимбрское. Коимбра, которая прежде всего славится своим университетом, одним из древнейших в Европе, далеко не случайно столь высоко отмечена в народном творчестве. История любви, которая случилась здесь почти семь веков назад, на мой взгляд, куда более трагична и жестока, чем «печальная повесть» о Ромео и Джульетте.
Романтическая пара оказалась в самом центре династической интриги: король-отец опасался, что один из сыновей Инес в будущем сможет оспаривать права на престол и спровоцировать гражданскую войну. В итоге королевский совет решил умертвить Инес де Кастро. И когда однажды инфант отлучился на охоту, король самолично прибыл в монастырь Санта-Клара в Коимбре, где Инес укрывалась вместе с детьми. Произошла душераздирающая сцена, красавица и ее дети бросились к ногам короля, умоляя его о пощаде. Тот дрогнул, пообещал сохранить им жизнь, но к вечеру того же дня (7 января 1355 года) под влиянием придворных все же решился на злодейство: наемные убийцы расправились с возлюбленной инфанта.
История этой трагической любви воспета в «Лузиадах» Камоэнса - «португальского Пушкина». И вся цветущая, зеленая красавица Коимбра - живой ее памятник. Вот «Фонтан любви», где так любила отдыхать в сени деревьев красавица Инес с детьми, вот монастырь, где произошло ее роковое свидание с жестокосердным королем, вот четырехзвездная гостиница «Кинта ди лагримас» («Обитель слёз»), где, по преданию, и свершилось подлое убийство. Здесь можно поселиться и благодаря воображению совершить путешествие в прошлое, которое накалом своих страстей до сих пор бередит романтическую душу целого народа.
Город невест
Если путешественника смущают трагические тени и он желает мажорных, оптимистических нот, в Португалии на этот случай есть не менее старинный по сравнению с Коимброй «город невест» на севере страны. Это совершенно очаровательный Обидуш, чьи начисто выбеленные дома гордо носят красные черепичные крыши-шляпы, а улицы утопают в море цветов и зеленых насаждений, да еще и гордо опоясанный древней крепостной стеной. Идеальное место для медового месяца - что замечено не сегодня.
Город, старая часть которого вымощена средневековым булыжником, настолько богат культурно-историческими памятниками, что этот музей под открытым небом официально объявили «национальным достоянием».
«Под прозрачной фатой твои губы
Словно спелого манго плод,
Веселится и пляшет народ».
(Фаду «Лилия Обидуша», автор Эрнан Каштру).
Просто Амалия
Если перелистывать самые яркие страницы, связанные с историей этого музыкального жанра, на них будет запечатлено имя Амалии Родригеш, которую называют «португальской Эдит Пиаф».
А еще, путешествуя по Португалии, стоит послушать в одном из «домов фаду» песню «Грандола». Ее написал другой известный персонаж «театра фаду» - поэт Жозе Афонсу из Коимбры. При рождении своем «Грандола» (название небольшого португальского городка) особенно-то не прогремела. Но именно эта песня, переданная радиостанцией "Ренашсенса" в ночь на 25 апреля 1974 года, возвестила о «революции гвоздик» - восстании патриотически настроенных солдат и офицеров против почти полувекового авторитарного режима. С тех пор «Грандола» стала своеобразным гимном свободе и независимости.