Мальчишник, девичник
О свадебных традициях и приметах

"...Великокняжеские, а впоследствии царские свадьбы начинались смотром девиц. Собирали из разных сторон девиц дворянских фамилий, и царь смотрел на них и выбирал себе по вкусу. Когда великий князь Василий Иванович собирался жениться, то на смотр к нему собрали тысячу пятьсот девиц. Иван Васильевич Грозный приказывал князьям, дворянам и детям боярским отовсюду свозить дочерей своих - девок. В Новгородской области из всех пятин должны были помещики свозить их в Новгород к наместнику, а наместник обязан был доставлять их к царю, по требованию. Это была обязанность всех отцов, и кто оказывался виновным в непослушании и медленности, тот подвергался опале и казни. Эта честь вообще не слишком соблазняла отцов, ибо тогда многие вяземские и дорогобужские дворяне получили выговор за промедление. Избранную царскую невесту брали во дворец, облекали в драгоценные одежды, нарекали царевною, и она жила в совершенном отчуждении от царя до самого брака; ибо и цари, подвергаясь общим народным, нравственным обычаям, дозволяли себе только однажды видеть невесту".
"...После смотра происходил сговор - первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Тут родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на почетных местах в переднем углу, а сами садились подле них. Несколько времени они молчали, глядя друг на друга.. так следовало по приличию. Потом женихов отец или его старый родственник говорил церемониальную речь и в ней выражал, что они приехали для доброго дела, а родители невесты отвечали, что рады такому приезду. Тогда составлялся уговор, писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны постановляли.. в такое-то время жених обязывался взять себе в жену такую-то, а родственники ее должны были ее выдать и дать за ней такое-то приданое. Сроки были различные, смотря по обстоятельствам.. иногда свадьбы совершались и через неделю после сговора, а иногда между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Рядную запись писал подьячий, которого нарочно при этом приглашали, иногда в той же рядной записи прибавлялось условие, чтоб мужу не бить жены своей, и в случае нарушения условия ее родители могли искать судом на зяте, который без того не обязывался к такой кротости по одному своему званию супруга. Невесты не было при сговоре. Но по окончании условий одна из женщин, из семейства или из родни невесты, приносила жениху и его родственникам подарки от имени невесты. Сговор имел юридическую силу. Отказаться после него от брака значило оскорбить семью".
ДЕВИЧНИК И МАЛЬЧИШНИК
История обряда
Баня
"...День перед свадьбой начинался для невесты и ее подруг с похода в баню. Девушки сами топили баню и для придания особой праздничности украшали зелеными ветками. Провожали их "с песнями, бубном и гармониею". Иногда родители благословляли невесту иконой "напар". Процессию возглавляла крестная, которая "разметала дорожку" от нечисти. Главным ритуалом здесь было расплетание косы невесты. Радость от предстоящего замужества приходилось скрывать, и процесс сопровождался горестными песнями. По возвращении из бани мать невесты потчевала всех свежепомытых брагой и затем благословляла невесту.
Интересно, что к концу XIX века зависть к невестиным банным удовольствиям так заела женихов, что родился новый обряд - мытье в бане жениха
Продажа девичьей свободы
Но главным занятием для невесты и ее подруг в этот вечер было нарядить бантиками и разноцветными бумажками маленькую елочку или сосну, а затем выгодно продать это произведение искусства жениху и его друзьям. Стоило это рукотворное чудо не только денег, но и угощения, а отдать требовалось лишь свою подругу-невесту. Называлось это обоюдовыгодное торговое мероприятие "выкупать куст". Любопытно, что елочка являлась символом красоты невесты. Считалось, что красоту, а слово это обозначало девичью свободу, девушка теряла, выходя замуж. Жених хранил елочку до следующего дня и ставил ее на свадебный стол.
Прошли годы. Время внесло свои коррективы, многие обычаи и ритуалы забылись совсем, а некоторые изменились и дополнились. Современные женихи и невесты не придают большого значения всем приметам, но все же следуют определенным народным традициям.
Мы живем в мире смешанных и взаимопроникающих традиций и обрядов. Мы пользуемся как старинными русскими, так и европейскими, и восточными традициями. Какие исторические корни, многовековые знания вы решите использовать именно на вашей свадьбе, вам и решать.
Мальчишник сегодня
Пожалуй, самой любимой и традиционной частью свадебного переполоха является мальчишник.