Брачный обряд вчера и сегодня
О свадебных традициях и приметах

Брачный обряд имеет свою давнюю историю. Еще в древности брак считался особым установлением. Из библейской истории женитьбы Исаака на Ревекке известно, что жених предлагал своей невесте подарки, что Елизар совещался с отцом Ревекки относительно ее замужества, а затем был устроен брачный пир. В позднейшее время в Израиле жених, придерживаясь патриархального обычая, должен был прежде всего в присутствии посторонних лиц предложить невесте подарок, обыкновенно состоящий из серебряных монет. Затем приступали к заключению брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены.
По окончании этих предварительных актов следовало торжественное благословение молодых. Для этого ставилась особая палатка под открытым небом, сюда приходил жених в сопровождении нескольких мужчин. Невеста же являлась в сопровождении женщин. Здесь их встречали приветствием: "Да будет благословен каждый приходящий сюда!" Потом невесту обводили три раза вокруг жениха и ставили по правую сторону от него. Женщины покрывали невесту свадебным покрывалом. Затем вес присутствующие обращали взоры к востоку; жених брал невесту за руку, и они принимали ритуальные благо пожелания от гостей. Подходил раввин, брал в руки чащу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения. Жених и невеста пили из этой чаши, после чего жених сам надевал золотое кольцо на указательный палец невесты.
Далее прочитывался брачный договор в присутствии свидетелей и раввина, который, держа в руках другую чашу с вином, произносил семь благословений. Новобрачные снова пили вино из этой чаши. Жених потом разбивал первую чашу, которую до этого держал в руке, о стену, если невеста была девицей, или о землю, если она была вдовой. Этот обряд должен был напомнить о разрушении Иерусалима. Наконец, палатка, в которой происходила брачная церемония, убиралась и начинался брачный пир.
Древнеславянскому христианскому брачному обряду предшествовало обручение при свидетелях, во время которого скреплялся брачный контракт. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, чаще всего золотое. Святой Климент Александрийский говорил: "Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ёе, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам".
Выражение "положить печать" означает, что в те времена кольцо или перстень, а точнее вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служил одновременно и печатью данной семьи, которой скреплялись деловые бумаги. На христианском Востоке уже в VI веке входят в употребление брачные венцы, возлагаемые на молодых. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. В древности новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой с молитвами священника их слагали. На Руси когда-то венцы были деревянными, а затем металлическими. Человек - венец природы, и потому венцы считались олицетворением царского достоинства, символом того, что владыка должен не только господствовать, но и охранять, защищать.
Современный православный христианский брак - одно из семи таинств церкви, равный по значению крещению и причастию. Начинается обряд венчания с того момента, когда в церковь приезжает жених со своими друзьями - шаферами.
Священник с двумя зажженными свечами трижды благословляет молодых, передавая им свечи, свет которых - знак радости, символ чистоты и целомудрия
После обручения жених и невеста в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке трижды обмениваются кольцами при участии священника. Кольца могут быть из одинакового металла, а также иметь украшения из драгоценных камней, как и древнее "положение печати".
Передав чащу, священник соединяет правые руки молодых, трижды обводит их вокруг аналоя. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов и произносит напутственную молитву. Новобрачных подводят к царским вратам в знак того, что через всю свою жизнь они должны пройти вместе, рука об руку.
В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов, уже зарегистрировавших свой гражданский брак ЗАГСе. Венчание совершается в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных. Отсутствие родительского благословения на венчание при условии, что жених и невеста достигли брачного возраста и уже состоят в гражданском браке, не является препятствием для совершения таинства.
Согласно каноническим правилам не разрешается венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки).